Оформить техосмотр

Оформить техосмотр










































Электронный ПТС. Как его получить и зачем он нужен?


С 1 июля 2018 года в России вводятся электронные ПТС. Рассказываем, как это изменит жизнь автовладельцев

Переход с бумажных Паспортов транспортного средства на электронные (ЭПТС) должен был произойти еще 1 июля 2017 года, но по ряду причин это событие перенесли на год вперед. И есть предпосылки к тому, что больше сдвигов не будет — по прогнозам АО «Электронный паспорт» выдача ЭПТС начнется уже в марте-апреле 2018 года.


Что такое ЭПТС?

По сути, это запись в электронной базе данных, куда войдет информация о транспортном средстве, владельцах и их количестве, страховых случаях, пройденном техосмотре, а также финансовая часть — например, находится ли автомобиль в залоге. Соответственно, доступ к этой записи получат ГИБДД, страховые компании, официальные дилеры и банки — разумеется, каждая из структур сможет вносить изменения только в свой раздел.



Зачем это нужно автомобилистам?



При этом переход на ЭПТС призван сделать максимально прозрачными все операции с автомобилем и достоверность его истории. Основные преимущества ЭПТС:


Достоверная история жизненного цикла ТС, основанная на данных из официальных источников

Детальная информация в электронном паспорте позволит снизить риски участников рынка от нелегальных и сомнительных автомобилей

Электронный паспорт нельзя потерять и нет необходимости его восстанавливать

В электронный паспорт может быть внесено последовательно любое количество собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается

Как получить ЭПТС?

По мере введения электронных паспортов транспортных средств в Российской Федерации граждане будут иметь возможность оформить их в следующих случаях:


1. При покупке нового автомобиля


В этом случае покупатель получает автомобиль у дилера уже с электронным паспортом транспортного средства (ЭПТС), оформленным организацией-изготовителем. Номер ЭПТС прописан в договоре купли-продажи. Cотрудник ГИБДД использует данные из ЭПТС для проведения необходимых регистрационных действий. При постановке на учет автомобиля с ЭПТС гражданин сэкономит 350 рублей, которые требовалось бы оплатить за внесение изменений в бумажный ПТС.


2. При самостоятельном ввозе автомобиля из-за границы государств-членов ЕАЭС.


Оформить ЭПТС можно будет в уполномоченных организациях, например, испытательных лабораториях (получивших соответствующие полномочия в Минпромторге РФ — их список будет опубликован позже), параллельно с получением СБКТС. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей.


3. Если бумажный ПТС утерян или пришел в негодность. А также при желании автовладельца поменять существующий бумажный ПТС на электронный.


Собственник автомобиля обращается в уполномоченную организацию, например, к оператору техосмотра, за оформлением ЭПТС. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей (вместо 800 рублей за получение бумажного ПТС).



Как узнать, куда именно обратиться за получением ЭПТС?

В случае с новыми автомобилями сроки будут зависеть от решения компании-производителя автомобилей (дилеры будут получать машину уже с ЭПТС). Узнать, где конкретно обменять бумажный ПТС на электронный можно будет в компании администраторе системы — АО «Электронный паспорт», на сайте или по телефону. Также перечень уполномоченных организаций будет доступен на сайте Минпромторга РФ.


1 июля бумажный ПТС окажется вне закона?

Нет. Предполагалось, что с 1 июля при переоформлении автомобиля ГИБДД будет выдавать уже ЭПТС, но ГИБДД пока оставляет автомобилистам возможность выбора — видимо, до того момента пока не закончатся бланки. Более того, даже если в текущем ПТС закончится место, ГИБДД по желанию владельца выдаст бумажный документ. Так или иначе, никакого принудительного перехода не случится — можно смело ездить «по старинке». Скорее всего, первыми ЭПТС начнут выдавать официальные дилеры при покупке новых машин, и потихоньку ЭПТС вытеснят «бумагу».


Подводные камни и множество вопросов

Разумеется, к переходу на ЭПТС есть множество вопросов. Как будет обеспечиваться безопасность? Доступ к электронной базе данных означает возможность редактирования данных мошенниками при помощи подкупа сотрудников — например, информация о машине, находящейся в залоге, может просто не попасть в систему или «исчезнуть» из нее. Или базы данных будут появляться в продаже, как это регулярно происходит с базами ГИБДД.


Кто будет контролировать достоверность внесенных данных? Насколько она устойчива к взлому? Наконец, как быть при отсутствии доступа в Интернет? Как получить ЭПТС при ввозе автомобиля не из стран-участников ЕАЭС? А самый важный вопрос — как покупатель подержанного автомобиля с ЭПТС сможет узнать о его прошлом?

РСА: поддельных полисов ОСАГО становится всё больше

 январе-мае 2018 года средняя выплата и средняя премия ОСАГО продолжили снижаться


Средняя выплата по ОСАГО по итогам первых пяти месяцев 2018 года снизилась на 16% и составила 64 448 рублей, при этом сократилась и средняя премия (проще говоря — средняя стоимость полиса), её значение составило 5 667 рублей. Об этом свидетельствуют предварительные сведения, подготовленные Российским союзом автостраховщиков (РСА).


Для сравнения, в январе-мае 2017 года средняя выплата составляла 76 769 рублей, а средняя премия — 5 761 рублей.

Объём начисленных премий по ОСАГО за первые пять месяцев 2018 года составил 89,68 млрд рублей, что на 1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сумма выплат по страховым случаям сократилась сразу на 32% — до 57,09 млрд рублей.


В частности, на снижение выплат влияет проводимая работа по борьбе с мошенничеством, действие системы приоритета натурального возмещения, «чистка» портфелей ряда страховщиков. Негативным компонентом снижения выплат является распространение использования поддельных полисов ОСАГО

Откуда берутся поддельные полисы ОСАГО?

Он — владелец автомастерской, но доход ему приносит другой «бизнес». В 2015 году, когда цена ОСАГО выросла почти вдвое, он начал торговать поддельными полисами

Для этого пришлось вложить все без остатка свободные деньги — миллион рублей. Но наш собеседник не жалеет: продажа «бумаги» приносит огромную прибыль.


— Что такое «бумага»?


— Поддельный, напечатанный подпольной типографией, полис, который ничем — ни по качеству полиграфии, ни по уровню защиты — не отличается от настоящего. Более того, такую «бумагу» можно проверить по базам данных РСА, потому что это — дубликаты реальных полисов.



Фото: Lori.ru

После роста тарифов на 40-60% весной 2015 года резко повысился спрос на поддельные полисы. По оценкам РСА (Российского союза автостраховщиков), поддельных полисов ОСАГО реализовано примерно 1 млн, это 2-2,5% от общего количества.

Евгений Уфимцев

исполнительный директор РСА

— Откуда берутся «левые» полисы?


— Ключевой поставщик — Китай, хотя клиентам обычно говорят, что это «ушедшие налево» гознаковские бланки. (РСА считает, что подделки также идут из Румынии и Польши — прим. авт.) На Дальнем Востоке «бумагу» через границу везут даже челноки — не представляю, кто там покупает настоящие полисы. В центр страны поддельные бланки попадают через Казахстан, поэтому стоят дороже.


— Какова себестоимость подделок?


— Я могу организовать партию из тысячи бланков за 500 тысяч рублей. Это — с моим интересом (в «начале пути» полис стоит около 300 рублей — прим. авт.) В розницу их продают плюс-минус по полторы тысячи рублей за штуку — итого 1,5 миллиона. В большом городе такая партия уйдёт максимум за пару недель.


— Можно ли получить выплату по «бумаге»?


— Страховую выплату по такому документу получить нельзя. Но можно купить не «бумагу», а украденный из офиса страховой компании полис (даже РСА отмечает, что полисы воруют довольно часто — прим. авт.). Это будет стоить дороже, но зато выплата гарантирована. Хотя спрос небольшой: на десять-двадцать поддельных бланков приходится один ворованный.



Фото: Lori.ru

В чём суть ворованного полиса. По документам он не продан (то есть находится у агента, в офисе и т.д.). Но когда по такой страховке приходит клиент за возмещением, страховая предпочитает выплатить деньги, потому что иначе потерпевший потребует деньги через суд. И, в итоге, их получит. Но скоро такие полисы исчезнут — в серьёзных компаниях агенты сейчас регистрируют продажу ОСАГО онлайн.

Наталья Соболёва

страховой агент

— Как находят клиентов?


— Самый простой и быстрый способ — через социальные сети. Рублей за 300 вбрасывается объявление и всё, собирай деньги. Плюс, конечно, «сарафанное радио» — один клиент обычно сразу приводит друзей и коллег.


— Кто покупает «левые» полисы?


— Главные клиенты — это небедные владельцы двух-трёх автомобилей, которые не хотят покупать несколько полисов для мощных машин (стоимость полиса зависит от лошадиных сил — прим. авт.). По этой же причине «бумагу» берут хозяева подержанных «Крузаков», «Лексусов» и немецкого «премиума». Замыкают список таксисты, для которых действуют повышенные ставки, и молодёжь.


— Опасно ли торговать подделками?


— Со стороны полиции почти никакого преследования нет. В некоторых регионах время от времени устраивают показательные облавы. Но обычно находят и ловят только тех, кто под видом настоящего продаёт подделку — за мошенничество наказать гораздо проще.



Фото: Lori.ru

Допустим, страховая обнаружила поддельный полис. А дальше материал «спускается» участковому, который перегружен работой. Он задаёт дежурные вопросы владельцу машины, после чего материал уходит... в архив. С пометкой: «В возбуждении дела отказано». В основании для решения об отказе пишется, что полис ОСАГО не является официальным документом, и никто даже не пытается искать мошенников, которые печатают фальшивки.

Александр Иванов

сотрудник полиции

— Что будет после реформы и замены бланков?


— Ничего нового. Мои поставщики обещают, что «бумага» нового образца появится почти сразу. Китайские типографии уже сказали: «Мы готовы напечатать любые новые полисы, только дайте образец». Вопрос — в себестоимости. Но даже если цена подделки вырастет вдвое, спрос будет, потому что настоящий полис стоит не меньше 6 тысяч (по данным РСА, средняя стоимость ОСАГО 5 500 рублей — прим. авт.).


— То есть при нынешних тарифах этот бизнес непобедим?


— Теоретически клиентов станет меньше, если наличие ОСАГО будет проверяться автоматически, при проезде машины под камерой. Но на практике... Кавказ, Сибирь, Дальний Восток — там камер практически нет. И в центральной России возьмите небольшие города: если даже камера есть, все знают, где она стоит.


— В новом полисе появится QR-код, и РСА считает, что это убьёт рынок подделок.


— Наивная точка зрения. QR-код — это, грубо говоря, ссылка на сайт, который выдаст подробную информацию по конкретному полису. Но как инспектор перейдёт по ссылке? Это всем надо выдать служебные смартфоны? А интернет? Не везде есть нормальная мобильная связь, а они говорят про мобильный интернет. Так что это — очередная утопия.



Фото: Lori.ru

Живой контакт между инспектором и водителем стал редким явлением. Но даже если сотрудник ГИБДД останавливает машину для проверки, он «пробивает» по базе данных далеко не каждый полис — только тот, где имеются явные следы подделки...

Владимир Маслов

инспектор ГИБДД

Справка


Об ОСАГО

С 2003 года «автогражданка» является обязательной – полис ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) должен быть в каждом автомобиле, который ездит по дорогам России. В том числе и иностранном. Однако до сих пор возникает масса вопросов к системе страхования

Справка «Авто Mail.Ru»

Что грозит покупателю?

Согласно части 3 статьи 327 УК РФ, за «использование заведомо подложного документа» — в нашем случае, полиса ОСАГО — водителю может грозить:

— штраф до 80 тысяч рублей (или — в размере зарплаты за период до шести месяцев),

— обязательные работы до 480-ти часов,

— исправительные работы до 2-х лет,

— арест до 6-ти месяцев.


Вот только доказать, что подделка приобретена умышленно, почти невозможно! Разве что автомобилист сам скажет: «Да, я намеренно купил поддельный полис вместо настоящего». В итоге, если даже уголовное дело будет заведено, покупатель «бумаги» будет проходить свидетелем.


Что грозит продавцу?

Продавцам грозит та же статья 327 УК РФ, но не третья, а первая её часть. За «сбыт поддельных бланков» предусмотрены:

— ограничение свободы на срок до 2-х лет,

— принудительные работы на срок до 2-х лет,

— арест на срок до 6-ти месяцев,

— лишение свободы на срок до 2-х лет.


То есть теоретически такого «бизнеса» россияне должны бояться как огня, ведь продажа «бумаги» может грозить реальным тюремным сроком! Но на практике... Найти такого «оптовика», как наш собеседник, почти невозможно: он окружён мелкими продавцами, которые, в случае чего, прикинутся курьерами — «меня только попросили конверт передать и забрать деньги».

Покупка ОСАГО: неожиданные проблемы для мотоциклистов

Проблемы возникают как с покупкой электронного полиса, так и в офисах, где страховщики пытаются навязать мотоциклистам дополнительные услуги по договору

О том, что мотоциклисты столкнулись с трудностями при оформлении полисов ОСАГО, в беседе с «Авто Mail.Ru» рассказали сами водители. О существующей проблеме пишут и пользователи в соцсетях. Так, многие страховые, в том числе и крупные игроки, не оформляют электронный полис на мотоцикл, отправляя пользователей на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА). Но на этом трудности не заканчиваются: в каталоге РСА нет данных о мотоциклах, говорят мотовладельцы.


Информации нет

В начале апреля с открытием мотосезона продлить страховку на свой мотоцикл BMW f800GS решила Ольга Харитонова. Как рассказывает девушка, она обратилась к сайту своей страховой — «Ингосстрах», — но получила отказ. Система автоматом перенаправила ее на сайт РСА, где информации о ее мотоцикле не оказалось. По ее словам, в каталоге на сайте РСА, как минимум, нет информации о таких марках, как KTM, Ducati и MotoGuzzi.



В течение недели периодически захожу на сайт «Ингосстраха» и пытаюсь продлить свой полис ОСАГО на мотоцикл. Результат всегда один - отправляют на сайт РСА, где мотоциклов в базе нет. Друзья говорят, что оформляют в офисах тот же электронный полис. Вопрос: зачем создавать искусственно очереди и загружать сотрудников лишней работой?

Ольга Харитонова

владелица BMW f800GS

Об аналогичной проблеме в беседе с «Авто Mail.Ru» рассказала владелица Suzuki DL650A, представившаяся как Оксана Смирнова (Черепушка). По ее словам, при попытке оформить е-ОСАГО на сайт РСА ее перенаправили в общей сложности 15 страховых, в числе которых «Росгосстрах», «Макс», «Либерти», «Ингосстрах» и «Согласие».


Калькулятор КАСКО и ОСАГО для вашего автомобиля

Рассчитать

При оформлении стали происходить чудеса, документы не прошли проверку в РСА, все! 15 страховых скинули меня туда. РСА предложил мне некое “Наско”, знать не знаю, кто это. “Наско” долго мурыжил на сайте и в результате, отправил на сайт РСА, который в свою очередь предложил мне страховую, угадайте какую? Правильно, “Наско”

Оксана Смирнова (Черепушка)

владелица Suzuki DL650A

После этого девушка решила обратиться непосредственно в офис страховой компании. По ее словам, вечером того же дня она заехала в «Росгосстрах», где ей отказали, «сославшись на некий запрет оформления от руководства свыше». Не получилось оформить страховку и в «Ресо», жалуется Оксана. В итоге купить полис ей удалось только с дополнительными услугами: 1 000 рублей страховка мотоцикла и 2 600 рублей услуги по страхованию недвижимости.


Массовая проблема

Между тем, опрошенные «Авто Mail.Ru» страховые компании заявили, что у них все в порядке с продажей полисов мотоциклистам. «Нам о такой проблеме неизвестно. По поводу возможных проблем работы системы Е-Гарант лучше обратиться непосредственно в РСА», — прокомментировал Алексей Шугаев из управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия». По его словам, на сайте «РЕСО-Гарантия» реализована возможность заключения договора ОСАГО, в том числе и для транспортных средств категории «А». «В случае, если страхователь испытывает трудности с оформлением договора на сайте, он всегда может обратиться для заключения договора в филиал компании», — говорит он.


К слову, на сайте «РЕСО-Гарантия» действительно можно сформировать заявку на е-ОСАГО для мотоцикла. Соответствующая категория транспортного средства есть в форме, необходимой для заполнения. Впрочем, введя все данные на сайте страховщика, вы все равно перенаправляетесь на сайт РСА.



Не слышали о таких трудностях и в «АльфаСтраховании». При этом, там также подтвердили, что на сайте реализована функция покупки полиса на мотоциклы.


Вместе с тем истории Ольги и Оксаны не единичны. В социальных сетях многие владельцы мотоциклов жалуются на схожие проблемы. О том же говорит и автоюрист Сергей Радько. «Я слышал про проблемы о том, что нельзя на сайтах страховщиков выбрать модель мотоцикла при страховании», — сказал он в беседе с «Авто Mail.Ru», отметив, что совершенно не удивлен этому факту.




Я примерно этого ожидал – если страховщики не хотят страховать каких-то клиентов, то они находят множество способов и отговорок. То у них нет бумажных полисов, то с электронными полисами возникают проблемы, то сбои, то страховые компании перекидывают пользователей с одного сайта на другой

Сергей Радько

автоюрист

Говоря о жалобах с навязыванием дополнительных услуг, то многих из них, отмечает он, поступают из регионов. «Просто так купить бумажный полис невозможно, бланков нет. Это слышно по всей России. Это проблема касается в первую очередь иногородних, которые зарегистрированы в другом регионе. Также есть проблемы с получением полисов для мотоциклистов и таксистов, которых считают рисковой категорией клиентов. Несмотря на то, что ЦБ принимает серьезные меры за навязывание допуслуг, это продолжается», — отмечает он.


Впрочем, по информации «Российской газеты», проблема с навязыванием «допов» из так называемых «токсичных» регионов перекинулась и на Москву. «Отказывают даже крупнейшие страховщики. Корреспонденту “РГ” были названы только две страховые компании, которые страхуют мотоциклы без лишних проблем. Остальные страховщики предлагают приобрести дополнительные услуги, и только тогда оформить полис ОСАГО», — пишет издание, не называя эти компании.



Что делать?

В свою очередь в РСА подчеркивают, что договор ОСАГО является публичным, и страховщик не вправе отказать в заключении такого договора. Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 10 рабочих дней, сообщили в Союзе «Авто Mail.Ru». Напомнив, что при заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления транспортного средства на осмотр.


Кроме того, в Союзе напоминают, что ранее для покупки е-ОСАГО также была запущена система «Е-Гарант».


«Продажи электронных полисов происходят за счет системы «е-Гарант» практически бесперебойно. Возможны ошибки, но в большинстве случаев следует проверять ту информацию, которую заполнил страхователь», - отмечают в РСА.

Чтобы взять полис без допуслуг, говорит юрист Радько, нужно, во-первых, заняться его покупкой заранее. Во-вторых, советует он, можно приобрести электронный полис — в его получении не могут отказать из-за отсутствия бланков. В третьих, если не хотят продавать полис, то нужно просить письменный отказ и снять разговор на видео (это может помочь получить полис). Он также напоминает, что покупка полиса является публичной процедурой, и отказать в ней нельзя, если на руках у автомобилиста есть весь комплект документов.

Автомобилисты vs велосипедисты: права и обязанности

Велосипедист — это водитель?

Конечно. Согласно 1.2 ПДД: велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — это «лицо, управляющее велосипедом».


Как должен быть оборудован велосипед для движения?

Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета (пункт 6 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).


Где имеет право двигаться велосипедист?

В ПДД есть пункт 24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов», который гласит следующее:


Дети до 7 лет: тротуары, пешеходные (знак 4.5.1 ПДД) и велопешеходные дорожки (на стороне для движения пешеходов; знаки 4.5.2 — 4.5.7 ПДД), а также в пределах пешеходных зон (знаки 5.33 и 5.34 ПДД).


Дети от 7 до 14 лет: там же, где и дети до 7 лет, + велосипедные дорожки (знак 4.4.1 ПДД). Однако детям данной возрастной группы уже не нужно двигаться на стороне для движения пешеходов по велопешеходным дорожкам.


Лица старше 14 лет: велосипедные, велопешеходные дорожки, а также полосы для велосипедистов (знак 5.14.2 ПДД — не путать с велосипедной дорожкой!).


Может ли велосипедист ездить по проезжей части?

Пункт 24.2 ПДД разрешает велосипедистам старше 14 лет ехать по правому краю проезжей части в определенных случаях:


отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах, причем колонны должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов — расстояние между группами должно составлять 80–100 м (пункт 24.5 ПДД также уточняет, что велосипедисты должны двигаться только в один ряд, однако допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м).

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Также велосипедист имеет право двигаться по обочине, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.


Могут ли велосипедисты двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта?

Да, но только в том случае, если полоса для маршрутных средств располагается справа.


Что велосипедистам делать нельзя?

Пункты 24.8 и 24.9 ПДД РФ запрещают:


буксировку велосипедами других велосипедов (как буксировщику, так и буксируемому), кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.

управлять велосипедом без рук — за руль нужно держаться хотя бы одной рукой;

перевозить груз, мешающий управлению, либо выступающий более чем за 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда.

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Также пункт 24.6 ПДД уточняет, что если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями ПДД для движения пешеходов.


Существует ли ответственность для велосипедистов за нарушение ПДД?

Конечно! Согласно пунктам 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ, штраф за любое нарушение ПДД составляет 800 рублей. Если же нарушение ПДД совершено велосипедистом в состоянии алкогольного опьянения, то штраф составит от 1000 до 1500 рублей. Также ответственность велосипедиста наступает и по статье 12.30 КоАП РФ: если велосипедист нарушил ПДД, что впоследствии привело к созданию помех в движении других транспортных средств, ему полагается штраф в 1000 рублей. Если же нарушение ПДД велосипедистом повлекло по неосторожности причинение вреда легкой или средней степени тяжести здоровью потерпевшего, то владельца двухколесной техники оштрафуют на 1000-1500 рублей.


Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен автомобилист?

Ущерб возмещается страховщиком по полису ОСАГО водителя-виновника. Для получения выплаты потерпевший велосипедист должен обратиться к страховщику с документами, перечень которых определен п. 3.10. Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». При отказе страховщика, либо в случае частичной выплаты, потерпевший вправе требовать страховое возмещение через суд. Иск оформляется по правилам статей 131-132 ГПК РФ. При этом досудебная процедура получения компенсации является обязательным условием подачи иска.


А если у водителя нет полиса ОСАГО, либо страховка не покрывает ущерб?

Данный ущерб возмещается виновником из собственных средств добровольно, либо в судебном порядке, равно как и требование компенсации морального вреда (ст. 1072 ГК и 1100 ГК РФ; Апелляционное определение Пермского краевого суда от 20.01.2016 по делу № 33-377-2016; Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 14.01.2016 по делу № 33-23705/2015; Апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.05.2015 по делу № 11-5226/2015).


Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен велосипедист?

Велосипедист возмещает ущерб в соответствии с гражданским законодательством. Поскольку велосипед не считается источником повышенной опасности, ответственность велосипедиста наступает по ст. 1064, а не по ст. 1079 ГК РФ (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 21.05.2015 по делу № 11-2352/2015г.). Ущерб возмещается добровольно, либо в судебном порядке.


А если виноваты и водитель, и велосипедист?

В этом случае размер возмещения определяется судом с учетом степени вины каждого. Если потерпевший автомобилист застраховал свой автомобиль по каско, он вправе получить возмещение ущерба со страховщика, а страховщик — взыскать выплаченное с велосипедиста в порядке суброгации (Определение Ленинградского областного суда от 03.12.2015 № 33-6179/2015).


Может ли велосипедист оформить на себя ОСАГО, раз велосипед — тоже транспортное средство?

Не может, потому что ОСАГО предусмотрено для механических транспортных средств, стоящих на учете в ГИБДД (пункт 3, статья 4 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Однако некоторые страховые компании предлагают свои программы добровольного страхования гражданской ответственности для велосипедистов.


Можно ли оформить ДТП с велосипедом по «европротоколу», если вред причинен только транспортным средствам?

Нельзя, потому что у велосипедиста нет полиса ОСАГО, а его наличие является одним из обязательных условий, позволяющих упростить процедуру оформления ДТП.


Кто опасней? Велосипед или автомобиль?

Помните, что автомобиль, в отличие от велосипеда, является источником повышенной опасности, поэтому ответственность владельца автомобиля наступает независимо от его вины в ДТП, согласно статьям 1079 и 1100 ГК РФ! Однако в некоторых случаях водитель может полностью или частично быть освобожден судом от ответственности по статье 1079 ГК РФ, например, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ). Если же будет доказано, что ДТП произошло по грубой неосторожности потерпевшего (велосипедиста), то имеет значение вид вреда, который был причинен. При причинении лишь имущественного вреда, возможно как полное, так и частичное освобождение владельца автомобиля от ответственности на основании пункта 2 статьи 1083 ГК РФ. Если же вред причинен жизни или здоровью, возможно только частичное освобождение владельца автомобиля от ответственности на основании все того же пункта 2 статьи 1083 ГК РФ. Грубо говоря, размер возмещения вреда может быть уменьшен, но полный отказ в возмещении не допускается. Кроме того, вина потерпевшего не влияет на размер взыскиваемых с причинителя вреда расходов, связанных с возмещением дополнительных затрат (пункт 1 статьи 1085 ГК РФ), с возмещением вреда в связи со смертью кормильца (статья 1089 ГК РФ), а также при компенсации расходов на погребение (статья 1094 ГК РФ и пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).

Автомобиль затопило. Что делать?

Ехал по воде и мотор заглох. Это плохо?

Порадовать вас нечем. Скорее всего, это гидроудар — смертельный приговор для двигателя. Ведь вода, в отличие от топливо-воздушной смеси, практически несжимаема. Когда вода через воздушный фильтр попадает в цилиндр, то происходит «Сталинград». Ремонт после гидроудара стоит очень дорого. Порой дешевле поставить новый двигатель, чем восстанавливать старый...


Внимание! Даже если есть полис каско, то рассчитывать на компенсацию при гидроударе бессмысленно! И это общая практика для всех страховых компаний.


Если говорить о РЕСО-Гарантии, то в случае с гидроударом все однозначно. Согласно нашим правилам, не являются страховыми рисками, если иное прямо не предусмотрено договором страхования, поломка, отказ, выход из строя деталей, узлов и агрегатов Застрахованного ТС в результате его эксплуатации, в том числе вследствие попадания во внутренние полости агрегатов посторонних предметов и веществ (гидроудар).

Никита Ситников

заместитель начальника Управления розничного страхования СПАО «РЕСО-Гарантия»

Теоретически можно проговорить страховую защиту от гидроудара. «Такой момент индивидуально рассматривается с клиентом, и стоимость полиса в таком случае может вырасти на 10-30%», — пояснил нам Виталий Савельев, руководитель прямых продаж компании «Реймерс Иншуранс».


Чем еще опасна вода?

Внутри машины воды быть не должно. Иначе она проникает в скрытые полости, портит электронные датчики и проводку, наносит ущерб обшивке салона. В машине появляется плесень, неприятный запах гнили, начинает глючить электроника, кузов ржавеет. Серьезного «утопленника» самостоятельно починить практически нереально — часто даже на сервисах опасаются связываться с такими машинами. Ведь работы много, а результат неясен. Кстати, в Европе и США страховые компании «утопленников», как правило, вообще не восстанавливают.


Можно по ОСАГО что-то получить?

Нет, ОСАГО — это страхование вашей гражданской ответственности перед третьими лицами (если вы в кого-то врежетесь, то пострадавшему компенсируют ущерб, однако вы ничего не получите). К потопу ОСАГО не имеет никакого отношения.


А если есть каско?

При наличии полиса каско (да и то не всякого) можно надеяться на компенсацию. Но для ее получения нужно сделать несколько шагов:


Не заводить двигатель! И никуда не уезжать даже на эвакуаторе. Мало того, лучше всего обесточить машину — снимите клеммы с аккумулятора.

Позвонить в страховую компанию.

Вызвать участкового, который зафиксирует затопление автомобиля. Без справки от последнего вам могут отказать в выплате!

Провести фотосъемку со всех ракурсов, в кадр должен попадать не только сам автомобиль, но и «окружающий мир»: деревья, дорожные указатели, разметка и пр.

Получить справку, что был сильный дождь (часто ее берут сами страховщики, но лучше иметь свою, на всякий случай). В Москве такую справку дают в ФГБУ «Центральное УГМС» (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»). Тел. 8-(495)-684-83-99, 8-(495)-684-59-84, 8-(495)-684-83-88, электронная почта: moscgms-oak@mail.ru.

Дождаться решения страховой компании о месте осмотра автомобиля — не исключено, что эксперт приедет на место затопления. Также нужно получить разрешение от страховщика на просушку машины — если с ней затянуть, то итоговый ущерб может быть гораздо выше.

Правда, страховщики пока не отмечают всплеска обращений по стихийным бедствиям.


По грозе, которая была 1,5 недели назад, у нас было только одно обращение. И то связано оно с тем, что на автомобиль упало дерево из-за сильного порыва ветра.

Андрей Ковалев

начальник Управления андеррайтинга по автострахованию Страховой компании «Согласие»

А если автомобиль затопило в подземном паркинге или на платной стоянке?

В этом случае шансы получить компенсацию есть даже при отсутствии каско, хотя юристы признаются — они минимальны. Ведь часто договоры составлены таким образом, что владелец стоянки не несет фактически никакой ответственности за состояние машины. Но побороться можно.


Вы обращаетесь к независимым экспертам, чтобы они просчитали стоимость восстановительного ремонта. Далее направляете досудебную претензию и прикладываете калькуляцию либо к администрации района, либо к хозяину частной подземной парковки. Именно они должны понести издержки. Дальше два исхода: либо вам все выплачивают, либо выдают письменный отказ. В последнем случае обращаться следует уже в суд.

Дмитрий Славнов

генеральный директор компании «Автоликбез»

У меня есть полис каско. Все в порядке?

Ну почти. Все зависит от договора. «Стихийные бедствия входят в страховку не каждого клиента. На сегодняшний день есть варианты страховки только от угона, либо от угона и тотальной гибели. По стоимости эти варианты отличаются от полного комплекта. “Стихийные бедствия”, как правило, входят в полный пакет, и его берут не все», — рассказал «Авто Mail.Ru» Виталий Савельев. Это подтверждают и другие эксперты рынка.


Подобные ситуации — веский повод обратить внимание на то, что написано в правилах страхования. Ведь если по ОСАГО условия идентичны для всех, то в случае с каско каждая компания самостоятельно определяет страховое покрытие.

Никита Ситников

заместитель начальника Управления розничного страхования СПАО «РЕСО-Гарантия»

 


Могут ли страховщики отказать в выплате по каско?

Увы, да. Во-первых — повторим еще раз — повреждения после гидроудара двигателя ремонтировать не будут (за редким исключением — например, если гидроудар произошел после ДТП). Во-вторых, недобросовестные страховые компании будут искать любую лазейку, лишь бы отказать в ремонте, ведь восстановление «утопленника» стоит дорого. Особенно когда речь идет о машинах премиальных марок, в которых полно всевозможной электроники.


Одна из причин отказа заключается в том, что, согласно ГОСТу, бывает аж семь видов дождя: изморось, моросящий, легкий, умеренный, интенсивный, сильный и ливень, которые отличаются по интенсивности, диаметру капель и скорости падения. Так вот — «ливень» относится, согласно ГОСТ 22.0.03-97, к «природным чрезвычайным ситуациям». И у недобросовестных страховщиков «чрезвычайные ситуации» могут не входить в список страховых случаев.


Надо внимательно смотреть в правилах страхования, что именно понимается под "Стихийными бедствиями". Град, например, не во всех компаниях покрывается.

Сергей Богодух

Заместитель генерального директора компании Sravnikupi.ru

Другим способом отказа от выплат может стать тот факт, что вы добровольно и осознанно въехали в зону подтопления и не предприняли все «разумные меры» для спасения автомобиля. Другими словами, вы должны были остановиться перед затопленной улицей, развернуться и поехать другим путем. Или пойти пешком.


Машину просушил, она работает. Можно расслабиться?

Если затопление было серьезным, то большинство специалистов советуют продавать автомобиль. Для «утопленников» характерно появление отложенных проблем — через год электроника может «заглючить», а в салоне появится плесень и вонь.


Скоро опять обещают дожди! Где машину парковать?

Если на вашей улице уже было подтопление (пусть и небольшое), то лучше всего автомобиль переставить куда-то в другое место. Лучше всего в многоярусный паркинг. Только не подземный! И ищите места повыше — увы, но это чуть ли не единственный совет, который можно дать в таком случае.


Кстати. Не дожидаясь нового дождя, нанесите визит на сервис и попросите мастеров проверить сливные отверстия, которые есть на кузове и под капотом. Часто они засоряются песком и грязью.


Потерял в луже номер. Это плохо?

Это, как минимум, неприятно. Согласно действующему КоАП, за езду даже без одного регистрационного знака штраф составляет 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 1 до 3 мес. Поэтому если номер утонул, то надо делать дубликат. По счастью, это можно осуществить в любом регионе России — изготовлением номеров занимаются коммерческие структуры. При этом предъявлять машину на осмотр не нужно. Цена вопроса — 700-1500 рублей.


А что лучше делать вот в этом конкретном случае ?


Водителям легковых автомобилей лучше было бы остановиться и заглушить двигатель. Ведь проезжающие мимо автобусы создают большую волну, которая резко увеличивает риск гидроудара. Помните — если у легковой модели вода дошла до порогов, то дальнейшее движение очень опасно.


Как вообще правильно ездить по лужам?

Все ответы в нашем видеоролике ниже. Пусть вас не смущает его название — все основные законы проезда брода действуют и на столичных улицах во время потопа.



Что делать, если двор уходит под воду?

В Москве нужно обратиться в управу района, префектуру округа, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства или Мосводосток. Или позвонить на горячую линию 8 (499) 264-96-81. Еще один вариант — вызвать аварийную бригаду Мосводостока (который